К истории этнографического изучения народов Ямала. О тех, кто не вернулся из экспедиций…

  • 09, 22, 2015
  •  
  •  Воспоминания
  • Комментарии к записи К истории этнографического изучения народов Ямала. О тех, кто не вернулся из экспедиций… отключены

А. А. Бурыкин (Санкт-Петербург)

BurykinСтроки из статьи, рассказывающей о гибели еще одной международной экспедиции:

«7 сентября 1995 г. из эскимосского поселка Сиреники, что на северном берегу Анадырского залива, в райцентр Провидения отошла байдара с девятью человеками на борту. На ней находились владелец лодки эскимос Борис Мумихтыкак, старый морзверобой — рулевой Николай Гальгаугье, Александр Пика — зав. лабораторией этнической демографии Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, три американских ученых: Стивен Макнабб — директор Института социальных исследований, Вильям Ричардс — руководитель центра психического здоровья Службы здоровья коренного населения Аляски, Ричард Кондон — профессор Арканзасского университета, редактор журнала „Арктическая антропология» и три попутчика — эскимосы Вера Рахтылькун, Нина Анкалина, Николай Авальнун. В Сиреники байдара не пришла. 9 сентября около мыса Лисовского обнаружили перевернутую байдару Мумихтыкака. Затем в нескольких километрах восточнее, у мыса Столетия было найдено тело Стива Макнабба. А позже, в пяти км западнее — тело Веры Рахтылькун. 12 сентября в районе мыса Столетия — тела Гальгаугье и Авальнуна, больше никого не нашли. А в ночь на 8 сентября близ села Нунлигран была обнаружена другая байдара, перевернутая и с обрубленным носом, которая отправилась из Сиреников тоже 7 сентября, но в противоположную сторону. На ней было пять человек, которые шли к озеру Аччен на лов рыбы.

Причины гибели обоих байдар неясны. Александр Пика и его американские коллеги были участниками проекта „Социальные изменения на Севере: Американская Аляска и Российский Дальний Восток“. Всех их беспокоили одинаковые проблемы: почему, несмотря на разницу в экономическом развитии, коренное население обеих стран, по сравнению с остальным населением, страдает более частой заболеваемостью, распространением алкоголизма, смертностью от несчастных случаев и самоубийств, имеет более низкий уровень жизни» [Памяти Александра Пики].

Александр Иванович Пика родился 1 января 1951 г. в г. Уссурийске Приморского края. В 1972 г. после службы в армии он поступил в Московский университет на исторический факультет, получил образование на кафедре этнографии. Еще в студенческие годы А. И. Пика сумел опубликовать свою первую научную работу, посвященную одному из малоизвестных источников по традиционной культуре народов Западной Сибири [Пика 1977] — неслучайно она увидела свет в Новосибирске: многие ученые-гуманитарии из ровесников Александра благодарны Новосибирскому университету за публикации их первых научных работ в материалах традиционных студенческих конференций. Закончив учебу, А. И. Пика поступил в аспирантуру и в 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сосьвинские манси как этносоциальная общность» [Пика 1982а][1].

То, что Александр не был москвичом, похоже, сыграло определенную роль в его научной карьере, понятно, что ему трудно было рассчитывать на работу в Московском университете или Институте этнографии. В период с 1978 по 1981 г. А. И. Пика работал в Институте охраны природы, где занимался проблемами традиционного природопользования коренных народов Сибири. С 1981 г. он работал научным сотрудником отдела демографии Института социологических исследований АН СССР, а в 1987 г. пришел в Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Наверное, это неслучайно — интерес к демографии ученого проявились еще при подготовке кандидатской диссертации [Пика 1981а; 1986; Пика, Богоявленский 1987]. Наряду с глубоким интересом к этнографии народов Сибири [Пика 19816; 1988; 1990а], область его научных занятий определялась и местами его работы. Александр занимался проблемами актуальной этнографии, непосредственно связанными с хозяйством[2], жизнью, бытом, социальными проблемами малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также коренных народов Зарубежного Севера. Его интересовало природопользование в районах проживания коренных народов Севера [Пика 1982в; Клоков, Пика, Равкин 1983]. Ряд его статей посвящен современной ситуации на Ямале [Пика 19906; 1990в; 1992′].

В работах А. И. Пики было озвучено понятие неотрадиционализма в приложении к хозяйству и культуре современных народов Севера [Пика 1996: 47-55], оказавшееся весьма перспективным в этносоциологии народов Сибири.

Как и многие его ровесники, А. И. Пика уделял большое внимание реальному экономическому и социальному положению народов Севера и искал возможности решения застаревших и нарождающихся проблем в диалогах с властными и хозяйственными структурами. Он всегда стремился принять участие в обсуждении всех проектов, направленных на освоение ресурсов Севера, защищая права коренного населения, приобрел авторитет и в глазах лидеров общественных движений коренных народов Севера, и в среде Госкомсевера и его преемников.

А. И. Пика стал одним из научных Дилеров группы ученых «Тревожный Север», которую когда-то собрали Б. Б. Прохоров, И. И. Крупник, М. А. Членов, и инициатором ее вступления в Международную рабочую группу по делам коренных народов (IWGIA) — независимую международную организацию, имеющую официальный статус неправительственной организации в ООН. С 1993 г. Александр Пика был одним из руководителей совместного с США проекта «Социальные изменения у коренного населения Аляски и Севера России». В последние годы своей жизни он изучал самые тяжелые явления в жизни коренных народов Севера — алкоголизм, самоубийства, насильственную смертность, смертность от несчастных случаев. Наряду с общественной активностью он успевал вести полевую работу, собирать этнографические материалы, писать научные и научно-популярные статьи об исследовании Севера [Пика 1989а; 19896]. Так сложилась судьба — Александр впервые за много лет написал о трагической судьбе Н. А. Котовщиковой, а потом и сам не вернулся из экспедиции… 1

В изучении исторической перспективы исследования Севера ему сопутствовала большая удача — он обнаружил архив замечательного русского исследователя Севера В. П. Евладова и познакомился с его родственниками [Пика 1987]’. Результатом работы над этим архивом явилась публикация книги В. П. Евладова [1992], ставшей ценнейшим документом по истории изучения Ямала и прилегающих к нему территорий и одновременно — важным этнографическим источником. Напомним, что до этой публикации единственным повествованием об этой экспедиции была небольшая книга В. П. Евладова, основательно забытая и давно ставшая библиографической редкостью [Евладов 1930: 68 с.]. Продолжением этой работы стала подготовка выставки, а потом и альбома экспедиционных фотографий В. П. Евладова, труд был завершен вдовой Александра Татьяной [Земля Ямал 1998: 184 с.]. Он и сам был хорошим фотохудожником[3] [4]. Его научную деятельность высоко оценили коллеги, работавшие с ним [Крупник 1995: 47]. А. И. Пика поддерживал контакты с Ямало-Ненецким окружным краеведческим музеем [Липатова 1996].

В последние годы А. И. Пика работал со своими американскими коллегами по проекту, согласно которому предполагалось детально изучить современное положение и проблемы коренного населения десяти российских поселков на Севере — на Камчатке и Чукотке и шести поселков на Аляске. Эта работа не была завершена — участники экспедиции погибли. Могилой А. И. Пики и его коллег стали воды Берингова моря.

Необходимое послесловие

Наверное, все понимают, что чтить память предшественников и современников, чей жизненный путь трагически оборвался в самом начале или в расцвете сил, — достойно и благородно. Вспоминать ученых, перелистывая страницу за страницей их труды и составляя библиографические списки, которыми могут пользоваться коллеги, — полезно для пишущего и для всех, кто прочтет написанное.

У автора этих строк были свои причины подготовить эти четыре очерка. И дело не в том, что в новой, очень содержательной и информативной Энциклопедии Ямало-Ненецкого автономного округа мы можем найти статьи, посвященные Н. А. Котовщиковой и Г. Н. Грачевой, в «Северной энциклопедии» (М., 2004) написано только о Галине Николаевне Грачевой. И даже не в том, что за плечами автора полтора десятка экспедиций, почти 600 часов налета на самолетах и вертолетах во все времена года над колымской и чукотской тундрой, и почти три года работы на стационаре в Анадыре.

В первых двух очерках, посвященных Н. А. Котовщиковой и Я. Н. Поповой, хотелось поделиться итогами собственных разысканий. В двух последних рассказывается о Г. Н. Грачевой и А. И. Пике, они написаны по причинам личного характера.

Я хорошо знал Галину Николаевну Грачеву по частым визитам в Кунсткамеру, по конференциям, в которых доводилось участвовать. Весной 1992 г., перед моим отъездом на Чукотку, Г. Н. Грачева подарила мне древнюю таймырскую раковину.

А летом 1992 г., уже в Анадыре, оказавшись в гостях в доме эскимосской поэтессы (она же чуванская журналистка и мать оператора этнографических фильмов Александра Вахрушева) Татьяны Ачиргиной, я неожиданно встретился с Александром Пикой, который привез на Чукотку своих коллег из Дании. Мы были знакомы по Сибирским чтениям, которые регулярно проводятся в Кунсткамере. Тогда я никак не мог думать, что обе встречи, о которых я сейчас пишу, окажутся последними…

Да благоволит Нум к ним и к нам.

Литература и источники

  1. Бармин М. Я., Вэлло И. А. Букварь: для 1 класса ненецких школ (лесной диалект). СПб., 1994. [2-е изд.: 1999].
  2. Бармин М. Я., Вэлло И. А. Словарь ненецко-русский и русско-ненецкий (лесной диалект): Пособие для учащихся нач. шк. / М. Я. Бармич, И. А. Вэлло. 2-е изд., дораб. СПб.: Просвещение. С.-Петерб. фил., 2002.
  3. Белое М. И. По следам полярных экспедиций. Л.: Гидрометеоиздат, 1977.
  4. Блокада, 1941—1944, Ленинград: Книга Памяти (http://visz.nlr.ru/ search/1 ists/bl kd/240_70. html).
  5. Буркова С. И., Баркалова М. В., Шилова В. В. Лесной диалект ненецкого языка (пуровский говор) //Языки коренных народов Сибири. Вып. 10. Экспедиционные материалы. Новосибирск, 2003.

[1] Статья на основе доклада автора на международной конференции «Природоохранные меры при разработке нефтяных и газовых месторождений в арктических регионах», г. Надым, 20—24 января 1991 г.

[2] См. еще: [Пика 19826; 1983].

[3] См. также: [Копцева 2008].

[4] См.: [Список опубликованных работ А. И. Пики].

Источник: Исследования по культуре ненцев: Сборник статей / Сост. Е. Т. Пушкарева; отв. ред. Н. В. Лукина. — СПб.: Историческая иллюстрация, 2014. — 288 с.: ил.

Комментарии закрыты