Документальный фильм «Утешение или Танец моржа»

Автор сценария и режиссёр — ВЛАДИМИР ПИКА

Операторы  — ОЛЕСЬ САНИН и ВЛАДИМИР ПИКА

Звукорежиссёр — ГЕОРГИЙ СТРЕМОВСКИЙ

Монтаж — АНДРЕЙ ЛЕВЕЩИН и АНДРЕЙ САНИН

Ассистент режиссёра — ИРИНА ГУРА

Исполнительные продюсеры — НАТАЛЬЯ ФРОЛОВА и ТАТЬЯНА КИЕНКО

Продюсеры — СЕРГЕЙ БУКОВСКИЙ и ОЛЕСЬ САНИН.

INTERNEWS NETWORK 1998


УТЕШЕНИЕ

Давно уже не приходилось испытывать такого щемящего чувства во время просмотра фильма. Казалось, не было оснований — суровые пейзажи Чукотки, скупые документальные свидетельства о человеке — фотоснимки, фрагменты рассказов о нем. Но мастерство режиссера здесь как бы стало свидетельством того, на что способен кинематограф. После фильма смешными кажутся утверждения о смерти документального кино, о том, что сегодня его заменило телевидение с его оперативностью. Документальное кино будет жить и развиваться до тех пор, пока будут мастера, способные добыть эстетическую и смысловую ценность из любого жизненного материала, способные сделать этот материал значительным и красноречивым.

Увиденное в этом фильме не забывается, как только погас экран. После просмотра уносишь истину, способную вызвать глубокие эмоции и переживания. И прежде всего убеждение, что это щемящее чувство неизбежно, если в творимом произведении присутствует личность с ее исканиями, ее чувствами и мыслями. Да, фильм взволновал именно авторским присутствием. Авторской горечью потери. А еще — необычным сочетанием безыскусной действительности в кадре и изощренностью построения фильма.

Речь идет о документальном фильме Владимира Пики «Утешение. Танец моржа», в котором он выступил как режиссер, автор сценария и один из операторов в содружестве с А.Саниным (продюсеры С.Буковский и А.Санин, «Интерньюз»). Премьера фильма состоялась 20 января в Доме кино. Это ярко выраженное авторское кино, в котором сплелись воедино мысли, чувства и видение событий, изображенные мастером документалистики. Владимир Пика рассказал о светлом человеке, известном ученом-этнографе, своем младшем брате Александре, о его увлеченности, о его исследованиях и о его трагической гибели на Чукотке, на «самом краю земли», у бухты Провидения. Гибель совершенно случайная, которой могло бы и не быть, ведь шли они на моторной лодке, которой перевозят пассажиров из одного населенного пункта в другой. Там были женщины, дети. Было также трое ученых: он, Александр Пика — из Москвы, и двое американцев. В пункте назначения их не дождались. Причина, — как следует из рассказов, судно утонуло от накатившейся волны.

Это случилось в 1995 году, а в 1998-м киноэкспедиция из Киева отправилась на Чукотку на съемку (неслыханное для нашего времени явление — такие дальние экспедиции!). Владимир Пика шел следами своего брата, расспрашивал о нем — многие его здесь хорошо знали. Запомнились слова одного из местных жителей, охотника, с которым дружил Александр: «Я его охранял от медведя, а ему суждено было утонуть в море». Автору фильма больно не только о погибшем брате — его рассказ и о хрупкости человеческой жизни вообще, и в частности там, на краю земли, где человек один на один с суровой природой. О самоотверженных людях, которые едут туда, оставляя семьи, теплые жилища, городской уют.

Начало фильма. Чукотка. Два местных мальчика, которых встретила группа. Камера для них — что-то необычное, они дурачатся. Один из них и танцует «танец моржа». Который и дал название фильму — танец как бы в память ученого Александра Пики. Это и зафиксировала кинокамера. И мы теперь знаем, что есть такой необычный танец, что есть этот мальчик, охотники, есть особая жизнь, наедине со скалами и морем.

Лариса Брюховецкая 29 января 1999

Больше читайте здесь: http://gazeta.zn.ua/CULTURE/uteshenie.html


Апология безутешности

Искусство бывает не менее жестоким, чем жизнь, которую мы пытаемся запечатлеть с его помощью. Именно это свойство искусства — сохранять образы нашей памяти — представляется наиболее безжалостным.

Однако документальное кино в этом смысле — жанр все же наиболее щадящий и адекватный пафосу скорби: реальность столь же беззащитна и восприимчива к воле художника-документалиста. Это взаимное болезненное искажение оказывается началом, преобразующим и нашу память, и реальность, в которой она существует.

Документальная лента «Утешение, или танец моржа, представленная недавно «Интерньюз Украина», — режиссерский дебют известного оператора-документалиста Владимира Пики. Это сентиментальное путешествие по суровой натуре Чукотки, месту гибели младшего брата Владимира — этнографа Александра Пики. Мучительный реквием, погруженный в течение обыденной — скудной и убогой — местной жизни, в которой даже трагедия, ставшая причиной гибели девяти человек — лишь проявление злобной, но привычной реальности. Личная человеческая скорбь концентрирует приметы чужой жизни, воспринимается через них и их же размывает, растворяет неизбывной тоской и недоумением в попытке обрести утешение и в неспособности преодолеть безутешность. Еще раз доказывая, что искусство бывает слишком безжалостным к живым образам человеческой памяти.

Анна ШЕРМАН, «День»

Больше читайте здесь: http://www.day.kiev.ua/ru/article/media/apologiya-bezuteshnosti

Комментарии закрыты