Уильям У. Ричардс

Керри Фельдман, Университет Аляски в Анкоридже

RichardsУильям (Билл) У. Ричардс, доктор медицины, 53 лет, пропал без вести 7 сентября 1995 г. в результате несчастного случая в бухте Провидения и был признан погибшим. Билл участвовал в долгосрочной программе исследования проблем психического здоровья, обусловленных разрушением традиционной культуры, с наблюдениями на Аляске и на Дальнем Востоке России. Лодка, сделанная из моржовых шкур (умиак), в которой плыли Билл, Стивен МакНабб, Ричард Кондон, Александр Пика и несколько местных жителей, по неизвестным причинам, при спокойном море, перевернулась на участке между Сирениками и бухтой Провидения. Одновременно пропала другая лодка, также сделанная из шкур, с пятью местными охотниками на борту. Охотники из Бэрроу (Аляска), видевшие обломки умиака, предположили, что лодка была уничтожена поднырнувшим под нее серым китом.

Ричардс родился 22 октября 1941 г. в Сент Луисе, Миссури. Живя в Сан-Франциско, он закончил Университет Беркли и Калифорнийскую Медицинскую школу в Сан Франциско. В интернатуре, в Окружной больнице в Лос Анжелесе он познакомился со своей будущей женой Мэрибет. Образование в области психиатрии Билл получил Нейропсихиатрическом Институте при Университете Калифорнии в Лос Анжелесе.

В 1970 г. Ричардс вместе с Мэрибет переехал на Аляску, где, первоначально в роли главы Центра психического здоровья в Службе здравоохранения индейцев, начал дело своей жизни – заботу о психическом здоровье коренного населения Аляски. Постепенно круг его обязанностей расширялся, и с мая 1995 года он занимал должность старшего клинициста и директора по психиатрии в чине капитана Государственной службы здравоохранения США. На его ответственности находились Территориальная служба психического здоровья детей Аляски, Служба алкогольной и иных зависимостей, Служба психического здоровья взрослых и Социальная служба. Ричардс являлся членом-корреспондентом Комитета по психиатрии американских индейцев и коренного населения Аляски, а также с 1990 по 1993 г. был президентом Ассоциации психиатров Аляски. С 1984 г. он был членом Совета директоров Центра исследований и образования коренного населения Америки в Университете Нью Мехико, с 1990 по 1992 год – экзаменатором при Американском Совете по психиатрии и неврологии. Также с 1990 по 1994 г. он являлся председателем Комитета по терапевтической помощи при Группе продвижения психологии.

Ричардс не был консерватором в психиатрии, веря, что традиционная культура и медицина коренного населения сама по себе содержит множество решений психических проблем, от которых страдает население Аляски. Между 1980 и 1988 годами д-р Ричардс успешно поддерживал растущие региональные службы психического здоровья, с тем, чтобы система здравоохранения коренных народов Аляски могла предоставить возможность лечения в районах сельского проживания. За этот период ему удалось собрать значительное количество данных, показывающих связь проблем душевного здоровья населения с разрушением традиционной культуры и утратой существовавших систем поддержки.

В последние семь лет Ричардс занимался разработкой методов, использующих навыки традиционной культуры и медицины коренного населения Аляски. На ежегодном собрании Ассоциации американских антропологов в 1994 г. он представил исследование, суммирующее уроки 25 лет работы на Аляске: «От уважения прав к субсидиям, отказу от надежд и суицидальному поведению». Также в 1994 на ежегодном собрании Американской ассоциации здравоохранения в Вашингтоне, округ Колумбия, он представил статью, написанную совместно с традиционными инупиакскими целителями из района Коцебу на Северо-Западе Аляски. Он являлся также соавтором статьи Б. Дженнингса в сборнике «Традиционные составляющие и концепции психического здоровья инупиаков», представленной в 1995 году на ежегодном собрании этой же ассоциации. На своем домашнем компьютере он собирал материалы по использованию юпиками и эскимосами растений в традиционном аляскинском целительстве, предоставленные его соавтором-юпиком. За заслуги по поддержке традиционных методов целительства в 1995 г. Ричардс был удостоен премии Фонда по развитию традиционной медицины Южно-Центральной Аляски. Одним из наиболее впечатляющих доказательств уважения благодарности коренного населения Аляски к Ричардсу была традиционная мемориальная служба (Potluck/Powwow), проведенная в его память в Университете Аляски в Анкоридже, в присутствии его семьи, которая продолжалась от полудня до 8 часов вечера. Шесть часов традиционные танцы и игра на барабанах заполняли Центр Люси Кадди, с кульминацией в виде молитвы, возданной духовным лидером коренных народов.

Билл был великолепным клиницистом с потрясающим чувством юмора. Коллега из Центра медицины коренных народов Аляски описывает его как эксперта мирового уровня по проблемам душевного здоровья представителей коренных народов. По поводу проекта, в котором он участвовал перед своей гибелью в море, сотрудник Службы полярных программ Национального научного фонда США Ноэль Бродбент писал: «Этот блестящий проект получил единственный и максимальный грант ННФ, $700,000. И это был последний из четырех лет работы по этому проекту».

В 1980-е годы и последующую декаду Ричардс был глубоко вовлечен в исследования алкогольного синдрома плода у коренных народов Аляски. В 1987 году он был участником заседания «Исследования алкоголизма: уровень знаний в области исследования алкогольного синдрома плода», проходившего в рамках ежегодного собрания Американской ассоциации психиаторов в Монреале. На Национальном совещании по предотвращению алкогольного синдрома плода в Балтиморе в 1993 г. он представил совместную с М. Лауе работу «Стратегия предотвращения алкогольного синдрома плода на Аляске» Также Ричардс принимал активное участие в программах по предотвращению суицида среди аборигенов Аляски, особенно важных для сельской местности.

Из личных воспоминаний: мое первое профессиональное знакомство с Биллом состоялось при чтении лекций на серии семинаров, организованных доктором медицины Робертом Краусом в Методистском Университете Аляски в 1975 г. и посвященных шаманам как первым в мире целителям (и психиатрам). Мне как антропологу эта тема показалась достаточно банальной. Однако я была очень удивлена, увидев, что психиатр оказался готовым к ее обсуждению. Мы подружились, и Билл стал печатать в моей темной комнате фотографии рисунков, которые он делал на заседаниях. Я однажды спросила его, как ему удается пережить все эти сотни заседаний, в Государственной службе здравоохранения, которые он обязан посещать. Он улыбнулся и сказал, что большую часть времени на этих заседаниях он занимается тем, что тихо исследует свое собственное подсознание. В последние годы он стал энтузиастом аэробики. Последний раз я видела Билла за два месяца до катастрофы местном спортивном клубе, он слушал музыку через наушники, одновременно энергично участвуя в усложненном занятии аэробикой.

Национальный научный фонд принял решение о продолжении гранта, по которому д-р Ричардс и его коллеги-антропологи работали до момента гибели. Дальнейшие исследования будут включать сотрудничество с Научной комиссией по коренному населению Аляски и с Университетом Аляски в Анкоридже. Место д-ра Ричардса в команде займет доктор медицины Роберт Краус, в настоящее время психиатр в Университете Кентукки. Д-р Лидия Блэк с факультета антропологии Университета Аляски в Фейрбенксе будет координировать российские данные, продолжая работу Ричарда Кондона. Д-р Джозеф Иоргенсен с Факультета антропологии Ирвин в Университете Калифорнии продолжит работу Стива МакНабба в этом проекте.

У д-ра Ричардса осталась семья: жена Мэрибет, дочь Дженнифер (физиотерапевт), его мать Элизабет, брат, доктор медицины Том Ричардс, сестра Марта. Его коллегам, соавторам по изучению аборигенов Аляски, клиентам и друзьям очень не хватает его мягкого присутствия.

Перевод с английского Елизавета Бонч-Осмоловская

Комментарии закрыты