Памяти Саши Пики. (Двадцать лет спустя: 1995–2015)

Игорь Крупник, Смитсоновский Институт

KrupnikПриводимый ниже короткий текст был написан и опубликован по-английски в журнале Arctic Anthropology в 1996 г. (Krupnik 1996, 155–156), одновременно с аналогичными статьями в память о членах погибшей российско-американской экспедиции: Ричарде Кондоне (Saboand Collings, 1996), Стивене Мак-Наббе (Jorgensen 1996), Уильяме Ричардсе (Feldman 1996) и 10 эскимосах, жителях села Сиреники, ушедших в один день в двух лодках, перевернувшихся у берегов Чукотского полуострова (Kerttula 1996). Все из нас, кто помнит тот мрачный сентябрь 1995 г., могут мгновенно сказать, где и когда до них дошла страшная весть о гибели наших коллег.

В приводимых здесь воспоминаниях Ольги Мурашко рассказывается о потрясении, чувстве безысходности и мучительных попытках добиться каких-либо сведений о причинах гибели экспедиции, в которых прошли последние месяцы 1995 г. на российской стороне. Могу свидетельствовать, что и на американской стороне нами владели те же чувства. Это был первый случай, когда большой международный проект, финансированный американским Национальным научным фондом (National Science Foundation, NSF), обернулся такой трагедией. Надо было не только искать и вывозить тела погибших ученых (что удалось сделать только в отношении Стивена Мак-Набба) и получать соответствующие российские бумаги, но и думать о том, кто и как продолжит их исследование, что делать с пропавшими материалами, как отчитываться по проекту, компенсировать потери …и заботиться о будущем. Эта огромная работа в основном легла на плечи тогдашнего директора программы Арктических социальных наук Ноэля Броадбента. Ноэль героически выполнил свой долг, но вскоре понял, что не может более продолжать работу в NSF.

Пионерный российско-американский проект «Социальные трансформации на Севере» (Social Transitionsin the North) был официально закрыт в 1996 г. Лишь малая часть его материалов была опубликована в последствии в статьях (Bogoyavlensky 1997; Handwerker 1999; Murashko 1997), препринтах и в специальном выпуске журнала International Journal of Circumpolar Health (Saylor 2004). Собранные в ходе проекта материалы много лет спустя были депонированы в архиве Полярного института изучения здоровья (Institutefor Circumpolar Health Studies, ICHS) при Университете Аляски в Анкоридже (Means 2004).

В 1997 г. журнал Arctic Anthropology опубликовал специальный номер, посвященный памяти участников погибшей экспедиции, под совместной редакцией Памелы Стерн, вдовы Ричарда Кондона, Джорджа Венцеля и Сергея Кана. В честь своих коллег, американские и российские ученые подготовили 18 статей для номера с примечательным названием «Власть, Сопротивление и Безопасность» (Power, Resistance, and Security), отражавшие новейшие результаты изучения культуры, демографии, здоровья, истории, народных знаний и опыта сопротивления политике насильственной аккультурации у народов Северо-Востока России, Аляски и северных районов Северной Америки. Еще через два года другая группа из семи американских антропологов, специалистов по Сибири в составе Брюса Гранта, Дэвида Андерсона, Гейл Фондаль, Патти Грэй, Дэвида Кёстера, Алекса Кинга и Кристины Кинкэйд перевела и опубликовала по-английски главный труд Александра Пики – «Неотрадиционализм на Российском Севере (этническое возрождение малочисленных народов Севера и государственная региональная политика)», изданный им совместно с Б.Б. Прохоровым (Пика и Прохоров 1994). На обложку английского издания (Grant 1999) они поместили фотографию Саши, сидящего на носу эскимосского вельбота рядом с эскимосским охотником из села Новое Чаплино. Я не раз работал в этом селе и много плавал на таких вельботах, так что легко могу понять усталое и сосредоточенное, но в целом очень довольное выражение на Сашином лице на той старой фотографии 1983 г.

Только спустя годы нам довелось в полной мере оценить размер шока и глубину утраты, случившейся 7 сентября 1995 г. Совместные российско-американские проекты изучения северных народов продолжались; но никогда больше они не принимали форму совместных экспедиций и полевых исследований на обеих сторонах Берингова пролива. Публикации переводов статей российских авторов в журнале Arctic Anthropology тоже продолжались; но с гибелью его тогдашнего редактора, Ричарда Кондона они как бы потеряли свое особое место в журнале, созданное благодаря усилиям Кондона и полученному им гранту все той же программы Национального научного фонда США. Именно в рамках этих усилий в 1993 г. журнал напечатал большую статью Саши Пики «Пространственно-временная динамика насильственной смертности у коренных народов севера России» (Pika 1993), блестяще переведенную Юджинией Дэвис. Для многих зарубежных ученых она стала главным источником информации о положении аборигенов Крайнего Севера и ее продолжают активно цитировать до сих пор. Человеческий, профессиональный и моральный урон, нанесенный осенью 1995 г. российско-американскому сотрудничеству в изучении жителей Арктики, журналу Аrctic Anthropology, программе Арктических социальных наук NSF и всему международному сообществу ученых-североведов трудно переоценить.

Приводимый ниже текст – авторизованный перевод некролога, который я написал осенью 1995 г. для журнала Arctic Anthropology. Основные детали Сашиной биографии сейчас хорошо знакомы и не раз публиковались; но в то время они были совершенно не известны его западным коллегам. Острота некоторых деталей уже стерлась от времени, но зато другие звучат совершенно непривычно для стиля и лексики сегодняшнего дня. После некоторых размышлений я решил не редактировать текст 1995 года и перевести его так, как он был написан двадцать лет назад, чтобы было понятно что изменилось за эти годы, а что осталось неизменным в наших мыслях о Саше, международном сотрудничестве и судьбах народов Севера. Я благодарен Татьяне Пике за приглашение подготовить этот перевод для мемориального сайта в двадцатую годовщину гибели российско-американской экспедиции в бухте Провидения осенью 1995 г.

Александр Пика

«Александр (Саша) И. Пика – российский культурный антрополог, сотрудник Центра демографии и экологии человека в Москве, погиб в возрасте 44 лет вместе с тремя американскими коллегами и пятью местными жителями при крушении лодки 7 сентября 1995 г. недалеко от бухты Провидения на Чукотке (северо-восток России). Пика родился 1 января 1951 г. в городе Уссурийске на Дальнем Востоке и был специалистом по коренным народам Российской Арктики. Он был особенно известен своими новаторскими работами о современной демографии, статистике и состоянии здоровья малочисленных народов Сибири и Севера.

Пика закончил Московский университет в 1977 г. и защитил кандидатскую диссертацию по этнографии (культурной антропологии) на кафедре этнографии МГУ в 1982 г. В течение четырех лет (1978–1981) он работал в Отделе таежного землепользования в Институте охраны природы и заповедного дела в Москве. С 1981 г. он вошел в состав небольшой группы российских демографов и специалистов-медиков, которые развернули программу исследований и сбора статистических данных о положении коренных народов Севера: сначала при московском Институте социологических исследований (1981–1987), а затем при Институте социально-экономических проблем народонаселения (1987–1993). В течение нескольких последних лет Саша Пика возглавлял Отдел этнической демографии в Центре демографии и экологии человека при московском Институте экономического прогнозирования РАН.

Основной сферой Сашиных интересов были социальные перемены, традиционное природопользование и современные трансформации у коренных народов Севера России. Воспитанный в «классических» традициях советской этнографии, с ее упором на социальный эволюционизм, историографию и материальную культуру, он очень быстро выдвинулся на передний край современных исследований культурного и демографического выживания северных народов. Такой круг интересов никак не способствовал успешной профессиональной карьере в тогдашнем Советском Союзе. В течение нескольких лет небольшой группе демографов, к которой Саша присоединился в 1981 г., не удавалось издать ни одной серьезной публикации. И только наступление политической «оттепели» в конце 1980-х годов открыло для Пики и его коллег новые возможности представить свои материалы научной и широкой аудитории. Будучи наконец опубликованы, статьи Пики о бественном положении коренных сибирских народов имели огромный резонанс – например, его совместная статья с Б.Б. Прохоровым «Большие проблемы малых народов» (1988; вскоре перепечатанная по-английски в бюллетене Международной рабочей группы по делам коренных народов, IWGIA), «Малые народы Севера: от «первобытного коммунизма» к реальному социализму» 1989 и другие.

В течение последних 15 лет своей жизни Саша Пика много путешествовал по Российской Арктике, собирая (вместе со своими коллегами Борисом Прохоровым, Дмитрием Богоявленским, Лидией Терентьевой и другими) статистическую информацию и закладывая уникальный банк данных по демографической статистике всех арктических народов России. Самую серьезную полевую работу он вел среди ненцев, ханты и манси в Западной Сибири, чукчей, коряков и азиатских эскимосов на севере Дальнего Востока. Размах его научного опыта хорошо иллюстрируется в одной из его последних западных статей «Пространственно-временная динамика насильственной смертности у коренных народов севера России» (ArcticAnthropology1993, т.30, №2). Пика и его коллеги естественно стали наиболее квалифицированными партнерами для большого международного проекта по изучению социальных перемен и преобразований в семье у коренных народов Аляски и северо-востока Сибири, который Саша возглавлял совместно с Стивеном Мак-Наббом с 1993 г. по гранту Национального научного фонда США.

С конца 1980-х гг. Саша Пика был известен как один из самых решительных и активных российских антропологов, вовлеченных в движение аборигенных сибирских народов за права на землю и местное самоуправление. Он постоянно публиковался на эти и связанные темы и выступал как один из самых авторитетных экспертов по северным народам в различных государственных обсуждениях и парламентских слушаниях. В 1994 г., совместно с Б.Б. Прохоровым они издали пионерную монографию под названием «Неотрадиционализм на российском Севере (этническое возрождение малочисленных народов Севера и государственная региональная политика)», которая была опубликована по-русски в Москве. В 1993 г. он стал российским координатором Международной рабочей группы по делам коренных народов (IWGIA), неправительственной организации с штаб-квартирой в Копенгагене (Дания). Благодаря Сашиной энергии, в России были переведены и опубликованы многие важнейшие международные документы, относящиеся к самоопределению и самоуправлению коренных народов. Сашина смерть нанесла огромный урон антропологическим знаниям и активности российских антропологов по защите прав коренных народов Севера, который будет очень трудно восполнить.

Помимо современных исследований, важной частью Сашиных интересов была история этнографического изучения народов Сибири в ранний советский период, особенно на полуострове Ямал. Одна из его статей, написанная по архивным документам, личным воспоминаниям и дневникам, была посвящена трагической гибели Натальи Котовщиковой, молодой исследовательницы народов Сибири, которая умерла от цынги в 1929 г. на самом севере Ямала («Новые данные к истории первой советской этнографической экспедиции на п-ов Ямал (1928–1929)» — Советская этнография, 1989 №6). Его главным вкладом в изучение истории Ямала стала отредактированная и опубликованная книга из дневников и полевых отчетов В.П. Евладова, руководителя Ямальской землеустроительной экспедиции 1928–1929 гг. («По тундрам Ямала к Белому острову». Тюмень 1992). Саша также обнаружил замечательную коллекцию исторических фотографий, снятых Евладовым во время его Ямальской экспедиции. Он решил использовать старые негативы и отпечатки Евладова для создания передвижной фотовыставки, которая бы путешествовала бы по городам и национальным поселкам Ямальского округа. Для этой цели, мы объединили силы в рамках совместного проекта «Живой Ямал», проводимого Арктическим научным центром Смитсоновского Института. Эта выставка под названием «Ямал 1928/1929: Земля нашей памяти», которую мы надеемся вскоре привезти жителям Ямала, теперь посвящена памяти самого Саши Пики.

Саша был любим всеми своими российскими коллегами; его хорошо знали и очень ценили десятки западных специалистов по Северу, которые работали в 1990-е гг. среди народов Сибири и Российской Арктики. Он был открытым, доброжелательным, легким в общении человеком, всегда готовым к сотрудничеству. Благодаря этим качествам и хорошему знанию английского языка он стал естественным лидером и «мостом» в контактах российских сибирских антропологов и их западных коллег. Для всех своих друзей Саша был символом особого дара (которого так не хватает в России) – «американского типа» личности, с его всегда дружеской улыбкой, нескончаемым оптимизмом, необыкновенной энергией и человеческими ресурсами.»

Игорь Крупник
Арктически научный центр Смитсоновский институт
Октябрь 1995 г.

Литература
  • Пика А.И., Прохоров Б.Б. (ред., сост.). 1994. Неотрадиционализм на Российском Севере (этническое возрождение малочисленных народов Севера и государственная региональная политика). М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования.
  • Bogoyavlensky, Dmitrii 1997. Native Peoples of Kamchatka: Epidemiological Transition and Violent Death// Arctic Anthropology v.34, #1, pp. 57–67.
  • Feldman, Kerry. 1996. WilliamW. Richards// ArcticAnthropologyv.33, #1, pp. 153–155
  • Grant, Bruce (ed.). 1999. Neotraditionalism in the Russian North. Indigenous Peoples and the Legacy of Perestroika (originally published in Russian, 1994)// Circumpolar Research Series 6. Edmonton: Canadian Circumpolar Institute
  • Handwerker, Penn 1999. Childhoodoriginsofdepression: Evidence from Native and non-Native women in Alaska and the Russian Far East// Journal of Women’s Health 8, pp. 87–94.
  • Jorgensen, Joseph J. 1997. Stephen L. McNabb// Arctic Anthropology v.33, #1, pp. 152–153
  • Kerttula, Anna. 1996. Sireniki Villagers// Arctic Anthropology v.33, #1, pp. 156–157.
  • Krupnik, Igor 1996. Aleksandr I. Pika//Arctic Anthropology v.33, #1, pp. 155–156
  • Means, Susan. 2004. Social Transitions in the North: collection and data access protocols// International Journal of Circumpolar Health. Circumpolar Health Supplement, #1, Pp.53–58.
  • Murashko, Olga A. 1997. Itelmens and Kamchadals: Marriage Patterns and Ethnic History// Arctic Anthropology 34, #1, pp. 181–193.
  • Pika, Aleksandr. 1993. The Spatial-Temporal Dynamic of Violent Death among the Native Peoples of Northern Russia //Arctic Anthropology30,#2, pp. 61–76
  • Sabo, Deborah and Peter Collings. 1996. Richard G. Condon//Arctic Anthropology v.33, #1, pp. 149–151.
  • Saylor, Brian (ed.). 2004. Social Transitions in the North// Special issue of the International Journal of Circumpolar Health #1, Circumpolar Health Supplement.

Комментарии закрыты